— Что такое путь боевых искусств?



Говоря кратко, Путь боевых искусств — это процесс превращения обычного человека в воина. А как выразился Карлос Кастанеда: «стать воином — значит сознательно выработать в себе набор специфических качеств и соответствующее этим качествам поведение». Мас Ояма сказал по существу то же самое, но иными словами: «путь боевых искусств сводится к обретению истинного смысла жизни через воинскую практику».

Проблема Пути боевых искусств изрядно запутана тем, что, обсуждая ее, чаще всего говорят о другом. Например, начинают рассказывать о принципах «инь-ян», о пяти первостихиях и восьми триграммах, либо цитируют христианских Отцов и Учителей Церкви. То и другое не имеет особого смысла. Не так-то просто связать даосскую натурфилософию или христианскую догматику с жестокой резней и мордобоем. Лучше всего это получается y тех людей, которые любят глубокомысленно рассуждать о реализации в бою принципа ненасилия, о просветленном сознании бойца, о бесовских искушениях и других интересных вещах из области мистики. Личное общение с некоторыми из них убедило меня в том, что к подобным рассуждениям наиболее склонны теоретики, никогда не вступавшие в кровавые столкновения с полупьяными субъектами, вооруженными кастетами или разбитыми бутылками (не говоря уже о рукопашных схватках на войне). Именно теоретики преувеличивают значение мистических изысканий и недооценивают критическую роль практики.

Путанице также способствует то обстоятельство, что изложение теории Пути боевых искусств традиционно пытаются осуществлять через легенды, исторические анекдоты, всякого рода притчи и афоризмы. Однако современный человек, лишенный классического гуманитарного образования, не приученный думать своей собственной головой, в большинстве случаев не в состоянии извлечь из этих сказок хоть что-то полезное для себя. Ему требуется ясное объяснение сути проблемы, своего рода инструкция по использованию собственного тела и духа, похожая на памятку для автолюбителя или владельца компьютера. Лично мне кажется, что для начала надо понять, чем вообще привлекает людей искусство рукопашного боя сегодня, когда имеется столько огнестрельного, химического и электрического оружия.
Видимо, дело в том, что боевые искусства (конечно, как и некоторые другие виды увлечений) позволяют удовлетворять глубинные потребности, определяющие все наши поступки. Эти потребности разделяются y людей на три основные группы: витальные, социальные и идеальные (или духовные). Удовлетворение витальных потребностей обеспечивает биологическое существование индивида; признание со стороны себе подобных связано с социальными потребностями. Что же касается третьей группы, то именно здесь скрыта причина творчества, поисков истины, добра, красоты, справедливости, всего того, что в совокупности составляет смысл жизни.
Так вот, прикладной аспект боевых искусств, то, что в японском Будо называют «дзюцу» (техника, приемы) отвечает инстинкту самосохранения, присущему человеку как виду живых существ. Практика соревновательных поединков, показательных и трюковых выступлений («сиай») соответствует той стороне человеческой натуры, которая нуждается в признании окружающими ее достижений и личных качеств. Наконец, третий аспект боевых искусств, именуемый «до» (путь) связан с совершенствованием личности, с поиском смысла жизни, с обретением духовных ценностей. Принципиально важно то, что в рамках одних школ эти стороны боевых искусств сливаются воедино, в других же реализуются по отдельности (только техника реального боя, только спорт, только психофизическое совершенствование).

Ведя разговор о человеческих потребностях, следует особо подчеркнуть, что человек отличается от животных не витальными и даже не социальными потребностями, а идеальными. Иными словами, в каждом из нас тем больше человеческого, чем сильнее наши поступки определяются стимулами духовного плана. В конечном счете (потому что на первый взгляд это совсем не очевидно) жажда материального благополучия и сексуальных наслаждений, стремление к власти или к славе — все это в людях от первобытного стада человекообразных обезьян.
В самом деле, к чему фактически сводятся мечты пресловутого «среднего человека», которого антропологи красноречиво называют «голой обезьяной»? К тому, чтобы как можно реже напрягаться умственно и физически, как можно чаще отдыхать и развлекаться. А в процессе отдыха и развлечений наиболее значимыми являются для него положительные физиологические ощущения, особенно сексуальные и пищевкусовые. Короче говоря, огромная масса людей больше всего на свете жаждет «ловить кайф»! Сладко пить, вкусно есть, сношаться с лицами противоположного пола, нежиться в теплой водичке, валяться в мягкой постели или на горячем песке...
Что здесь такого, чего нет y животных? Чем подобное поведение — в принципе — отличается от поведения свиньи, которая нажралась до отвала, залезла в корыто с теплой водой, нагревшейся на солнце, разлеглась там и хрюкает от удовольствия. Почему я об этом говорю? Да потому, что бесполезно призывать к самоограничению, к самодисциплине, к обузданию ненасытной плоти (то есть к нравственности) тех, чей идеал в том, чтобы как можно чаще «хрюкать от удовольствия». Однако, если говорить о Пути боевых искусств, то следует отчетливо понимать: «голой обезьяне» он недоступен.
Конечно, для того, чтобы «пройти школу» в смысле освоения какой-то техники рукопашного боя, требуются лишь здоровье, время и старание. Можно при этом быть верующим или атеистом; можно соблюдать диету, не прикасаться к рюмке и сигарете, а можно есть все подряд, периодически напиваться и выкуривать пачку в день; можно не прикасаться к женщине, соблюдать некий моральный кодекс, либо напротив, блудить, лгать, красть, предавать и продавать... Для овладения «голой» техникой, приемами нападения и защиты образ жизни адепта, наличие либо отсутствие y него совести и прочих духовных качеств не имеют никакого значения. Хватило бы ему только «дыхалки», то есть ресурсов сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.

Но для того, чтобы все три аспекта боевых искусств соединить в одно целое, чтобы пойти значительно дальше технического минимума конкретной системы — для этого преображение психики (и тела тоже!) через аскетизм, нравственный образ жизни, непрерывный психический и физический тренинг абсолютно необходимо. В результате человек будет оставаться грозным бойцом до глубокой старости, а не до обычных 30-35 лет. Но гораздо важнее то, что повседневная жизнь станет для него непрерывно длящимся счастьем! Один индус (Калидаса) много веков назад красиво сказал: «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай свою жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг горько плакали». Может ли так прожить свою жизнь «голая обезьяна»? Более чем сомнительно.
Талантливые писатели, эти знатоки человеческих душ и жизни вообще, много раз уже излагали превосходные жизненные программы. Их цитирование заняло бы целую книгу Поэтому ограничусь всего одним высказыванием: «Мы не знаем, и никогда не узнаем, что нас ждет за последним вздохом. Так или иначе — ты живешь. Так или иначе — неизбежно умрешь. Есть ли смысл бояться неизбежного? Наоборот, именно поэтому следует жить разумно, смело и весело, как то подобает человеку. На удар отвечай ударом, на улыбку — улыбкой. В любви и в дружбе иди до конца и все, что не оскорбляет других людей, позволяй себе в полной мере. Гордо живи и бестрепетно умирай!» (Ал. Грин)
Кто-то может сказать, что мысли такого рода не имеют никакого отношения к Пути боевых искусств. Мне искренне жаль тех, кто так думает. Ибо давно уже известно: «сначала человек, потом мастерство».

Понятно, что не имеет смысла тратить несколько десятков лет лишь для того, чтобы научиться ловко драться. При наличии в обществе гор оружия это было бы нерациональной тратой времени, просто глупостью. Но в том-то и дело, что серьезная практика боевого искусства нацелена на физическое, психическое и нравственное совершенствование человека, а не воспитание «киллера». Совершенный человек на порядок превосходит обычных людей во всем: в работоспособности, в сообразительности, в настойчивости, в самых разнообразных знаниях и умениях. Его превосходство проявляется также и в столкновениях с двуногими хищниками. Но это лишь следствие его совершенства, а не цель. Цель, повторю еще раз, заключается в преображении собственной духовной и телесной природы. Стремление к ней открывает врата в принципиально иную жизнь, нежели y «голых обезьян». Идти по Пути — значит быть не таким, как «все». Например, посещение идиотских вечеринок, дискотек и концертов заменять созерцанием вечной красоты природы; не отравлять себя алкоголем, а наслаждаться вкусом хорошего чая; ежевечернему сидению y телевизора предпочитать медитацию; вместо бесконечной возни с автомобилем — тренироваться; мясо и сладости из сахара с маргарином навсегда заменить пищей из натуральных продуктов... Необходимо научиться слушать музыку, прошедшую испытание временем, понимать поэзию и философию, обрести знания в истории и психологии. А самое главное, узнать на собственном опыте, что человек, посмевший вырваться из стада, фактически обречен на одиночество, даже если им восхищаются. Пожалуй, это труднее всего: научиться быть одиноким среди людей, но радостным и счастливым в своей душе!
Чтобы не скулить от тоски, не переполняться отвращением к самому себе, ненавистью или раздражением к окружающим, есть только один метод, верный для всех эпох: истово заниматься тем делом, которое предназначено каждому его судьбой. Если так получилось, что главным для тебя стало боевое искусство, то посвяти ему себя полностью. Не обязательно превращаться в профессионального тренера. Инженер ты или офицер, рабочий или врач, фермер или художник, не имеет значения. Надо лишь одно — чтобы твое любимое занятие в самом деле было для тебя важнее всего на свете. И чтобы это отражалось во всех твоих поступках, независимо от «обстоятельств».
Тогда неважно, сколько часов в день уходит на работу и бытовые заботы, сколько — на физические упражнения и психотренинг. Это в стаде «настоящая жизнь» начинается лишь после окончания рабочего дня или в выходные дни, которых так страстно ждут и так бездарно проводят. Во-первых, дух и тело можно закалять всегда и везде, не только во время специальных тренировок. Во-вторых, важны не фактические затраты времени, а внутренние приоритеты. На первом месте в сознании должно стоять любимое дело, понимаемое как способ существования в мире. Именно тогда оно дает чувство смысла жизни, полноты и радости бытия.
Разумеется, в современном обществе практика боевых искусств в определенном смысле является игрой, но что такое игра с позиций философии? Как утверждает Герман Гессе, это та «форма, которая объединяет сферы духа и материи, созерцания и действия. Созерцание — это как бы вдох, действие — как бы выдох. И человек, не владеющий в совершенстве тем и другим, не вполне еще человек».
Итак, путь, о котором идет речь, представляет собой служение высшим идеалам. Его протяженность равна всей сознательной жизни. Следовательно, это путь для немногих («для избранных»), особенно в нынешнюю эпоху с присущей ей верой в чудеса, с ее презрением к духовности, ненавистью к честной трудовой жизни, с чудовищным развратом, обжорством и пьянством. Наконец, с ее всеобщей ленью, бесхребетностью и надеждой на счастливый случай. Но только эти «избранные» и могут идти по Пути боевых искусств. Остальные навсегда останутся на «поле чудес в стране дураков».


Теперь сделаем общий вывод: Путь боевых искусств — это такой образ жизни, главную роль в котором играет повседневная практика конкретного вида единоборства и психической саморегуляции. В процессе многолетней серьезной практики боевого искусства и психической саморегуляции недочеловек («голая обезьяна») постепенно превращается в человека совершенного, а в отдельных случаях даже в сверхчеловека!

Боевая Машина, А.Е. Тарас.



Назад в раздел
Новости клуба
 
RSS
22 Ноября 2013 / Новости клуба
С результатами вы можете ознакомиться на странице голосования: narod.premiaruneta.ru.
21 Октября 2013 / Новости клуба
ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ «Бойцовский клуб – fightclubs.ru» принимает участие в Народном голосовании «ПРЕМИЯ РУНЕТА - 2013».
7 Мая 2013 / Новости бокса Башкортостана
В рамках XXXV международного мемориала по боксу дважды Героя Советского Союза М.Г.Гареева 6 и 7 мая 2013 года в ФСРОО «Федерация бокса» РБ состоится теоретико-практический семинар судей и тренеров ДЮСШ и спортивных организаций по боксу.
1 Ноября 2012 / Новости клуба
Интернет-проект «Бойцовский Клуб – fightclubs.ru» принимает участие в Народном голосовании «Премия Рунета - 2012».
25 Сентября 2012 / Новости бокса Башкортостана
В соревнованиях приняли участие 115 юношей 1997-98 г.р. из 7 регионов (Удмуртия, Башкирская Республика, Республика Татарстан, Нижегородская, Самарская, Кировская области, Пермский край).
23 Сентября 2012 / Новости бокса Башкортостана
Чемпионат ОО РФСО «Локомотив» по боксу среди мужчин, посвященный памяти почетного гражданина городов Пензы и Заречный Михаила Васильевича Проценко.
22 Сентября 2012 / Новости бокса Башкортостана
С 24 по 30 сентября 2012 г. в Москве состоится XII Всероссийский турнир по боксу на призы 2-кратного олимпийского чемпиона Б.Н.Лагутина среди юношей 1996-1997 гг.р.
9 Сентября 2012 / Новости бокса Башкортостана
На сегодняшний день заявились около 100 спортсменов 1997-98 г.р. их республик Башкортостана, Татарстана, Пермского края, Самарской, Кировской, Нижегородской областей.
19 Августа 2012 / Новости бокса Башкортостана
С 14 по 18 августа в Соль-Илецке состоялся традиционный Всероссийский турнир по боксу класса «Б», посвящённый памяти отличника народного образования, участника Великой Отечественной Войны Ивана Степановича Шишкина.
Новости бокса
 
RSS
1 Августа 2012 / Новости бокса Башкортостана
Латыпов Данис (+91 кг, Ишимбай) выиграл бронзовую медаль на Первенстве России по боксу среди юниоров, которое состоялось с 26 июля по 1 августа 2012 года в Новосибирске.
Игорь Латохин из Белорецка стал серебряным призером Первенства России по боксу
21 Июня 2012 / Новости бокса Башкортостана
Игорь Латохин из Белорецка стал серебряным призером Первенства России по боксу.
25 Апреля 2012 / Новости бокса Башкортостана
В Ижевске в Центре спорта «Аксион» состоялся чемпионат по боксу среди территориальных органов внутренних дел Российской Федерации, а также чемпионат среди образовательных учреждений МВД РФ.
20 Апреля 2011 / Новости бокса Башкортостана
С 22 по 30 апреля 2011 г. в г. Уфа пройдет мужской Чемпионат России по боксу.
Новости мирового бокса
 
Новости российского бокса (профессионального и любительского)
 
Новости ММА
 
Описание раздела новостей.
Новости К 1 (кикбоксинга и тайского бокса)
 
Боевые единоборства в лицах - биографии, факты, интересные статьи
 
Фотолента - мастерклассы, фотоотчеты с турниров
 
Видео - мастерклассы, интересные бои
 
Библиотека бокса