— Что такое путь боевых искусств?



Говоря кратко, Путь боевых искусств — это процесс превращения обычного человека в воина. А как выразился Карлос Кастанеда: «стать воином — значит сознательно выработать в себе набор специфических качеств и соответствующее этим качествам поведение». Мас Ояма сказал по существу то же самое, но иными словами: «путь боевых искусств сводится к обретению истинного смысла жизни через воинскую практику».

Проблема Пути боевых искусств изрядно запутана тем, что, обсуждая ее, чаще всего говорят о другом. Например, начинают рассказывать о принципах «инь-ян», о пяти первостихиях и восьми триграммах, либо цитируют христианских Отцов и Учителей Церкви. То и другое не имеет особого смысла. Не так-то просто связать даосскую натурфилософию или христианскую догматику с жестокой резней и мордобоем. Луч?е всего это получается y тех людей, которые любят глубокомысленно рассуждать о реализации в бою принципа ненасилия, о просветленном сознании бойца, о бесовских иску?ениях и других интересных вещах из области мистики. Личное общение с некоторыми из них убедило меня в том, что к подобным рассуждениям наиболее склонны теоретики, никогда не вступав?ие в кровавые столкновения с полупьяными субъектами, вооруженными кастетами или разбитыми бутылками (не говоря уже о рукопа?ных схватках на войне). ?менно теоретики преувеличивают значение мистических изысканий и недооценивают критическую роль практики.

Путанице также способствует то обстоятельство, что изложение теории Пути боевых искусств традиционно пытаются осуществлять через легенды, исторические анекдоты, всякого рода притчи и афоризмы. Однако современный человек, ли?енный классического гуманитарного образования, не приученный думать своей собственной головой, в боль?инстве случаев не в состоянии извлечь из этих сказок хоть что-то полезное для себя. Ему требуется ясное объяснение сути проблемы, своего рода инструкция по использованию собственного тела и духа, похожая на памятку для автолюбителя или владельца компьютера. Лично мне кажется, что для начала надо понять, чем вообще привлекает людей искусство рукопа?ного боя сегодня, когда имеется столько огнестрельного, химического и электрического оружия.
Видимо, дело в том, что боевые искусства (конечно, как и некоторые другие виды увлечений) позволяют удовлетворять глубинные потребности, определяющие все на?и поступки. Эти потребности разделяются y людей на три основные группы: витальные, социальные и идеальные (или духовные). Удовлетворение витальных потребностей обеспечивает биологическое существование индивида; признание со стороны себе подобных связано с социальными потребностями. Что же касается третьей группы, то именно здесь скрыта причина творчества, поисков истины, добра, красоты, справедливости, всего того, что в совокупности составляет смысл жизни.
Так вот, прикладной аспект боевых искусств, то, что в японском Будо называют «дзюцу» (техника, приемы) отвечает инстинкту самосохранения, присущему человеку как виду живых существ. Практика соревновательных поединков, показательных и трюковых выступлений («сиай») соответствует той стороне человеческой натуры, которая нуждается в признании окружающими ее достижений и личных качеств. Наконец, третий аспект боевых искусств, именуемый «до» (путь) связан с совер?енствованием личности, с поиском смысла жизни, с обретением духовных ценностей. Принципиально важно то, что в рамках одних ?кол эти стороны боевых искусств сливаются воедино, в других же реализуются по отдельности (только техника реального боя, только спорт, только психофизическое совер?енствование).

Ведя разговор о человеческих потребностях, следует особо подчеркнуть, что человек отличается от животных не витальными и даже не социальными потребностями, а идеальными. ?ными словами, в каждом из нас тем боль?е человеческого, чем сильнее на?и поступки определяются стимулами духовного плана. В конечном счете (потому что на первый взгляд это совсем не очевидно) жажда материального благополучия и сексуальных наслаждений, стремление к власти или к славе — все это в людях от первобытного стада человекообразных обезьян.
В самом деле, к чему фактически сводятся мечты пресловутого «среднего человека», которого антропологи красноречиво называют «голой обезьяной»? К тому, чтобы как можно реже напрягаться умственно и физически, как можно чаще отдыхать и развлекаться. А в процессе отдыха и развлечений наиболее значимыми являются для него положительные физиологические ощущения, особенно сексуальные и пищевкусовые. Короче говоря, огромная масса людей боль?е всего на свете жаждет «ловить кайф»! Сладко пить, вкусно есть, сно?аться с лицами противоположного пола, нежиться в теплой водичке, валяться в мягкой постели или на горячем песке...
Что здесь такого, чего нет y животных? Чем подобное поведение — в принципе — отличается от поведения свиньи, которая нажралась до отвала, залезла в корыто с теплой водой, нагрев?ейся на солнце, разлеглась там и хрюкает от удовольствия. Почему я об этом говорю? Да потому, что бесполезно призывать к самоограничению, к самодисциплине, к обузданию ненасытной плоти (то есть к нравственности) тех, чей идеал в том, чтобы как можно чаще «хрюкать от удовольствия». Однако, если говорить о Пути боевых искусств, то следует отчетливо понимать: «голой обезьяне» он недоступен.
Конечно, для того, чтобы «пройти ?колу» в смысле освоения какой-то техники рукопа?ного боя, требуются ли?ь здоровье, время и старание. Можно при этом быть верующим или атеистом; можно соблюдать диету, не прикасаться к рюмке и сигарете, а можно есть все подряд, периодически напиваться и выкуривать пачку в день; можно не прикасаться к женщине, соблюдать некий моральный кодекс, либо напротив, блудить, лгать, красть, предавать и продавать... Для овладения «голой» техникой, приемами нападения и защиты образ жизни адепта, наличие либо отсутствие y него совести и прочих духовных качеств не имеют никакого значения. Хватило бы ему только «дыхалки», то есть ресурсов сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.

Но для того, чтобы все три аспекта боевых искусств соединить в одно целое, чтобы пойти значительно даль?е технического минимума конкретной системы — для этого преображение психики (и тела тоже!) через аскетизм, нравственный образ жизни, непрерывный психический и физический тренинг абсолютно необходимо. В результате человек будет оставаться грозным бойцом до глубокой старости, а не до обычных 30-35 лет. Но гораздо важнее то, что повседневная жизнь станет для него непрерывно длящимся счастьем! Один индус (Калидаса) много веков назад красиво сказал: «Когда ты во?ел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай свою жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг горько плакали». Может ли так прожить свою жизнь «голая обезьяна»? Более чем сомнительно.
Талантливые писатели, эти знатоки человеческих ду? и жизни вообще, много раз уже излагали превосходные жизненные программы. ?х цитирование заняло бы целую книгу Поэтому ограничусь всего одним высказыванием: «Мы не знаем, и никогда не узнаем, что нас ждет за последним вздохом. Так или иначе — ты живе?ь. Так или иначе — неизбежно умре?ь. Есть ли смысл бояться неизбежного? Наоборот, именно поэтому следует жить разумно, смело и весело, как то подобает человеку. На удар отвечай ударом, на улыбку — улыбкой. В любви и в дружбе иди до конца и все, что не оскорбляет других людей, позволяй себе в полной мере. Гордо живи и бестрепетно умирай!» (Ал. Грин)
Кто-то может сказать, что мысли такого рода не имеют никакого отно?ения к Пути боевых искусств. Мне искренне жаль тех, кто так думает. ?бо давно уже известно: «сначала человек, потом мастерство».

Понятно, что не имеет смысла тратить несколько десятков лет ли?ь для того, чтобы научиться ловко драться. При наличии в обществе гор оружия это было бы нерациональной тратой времени, просто глупостью. Но в том-то и дело, что серьезная практика боевого искусства нацелена на физическое, психическое и нравственное совер?енствование человека, а не воспитание «киллера». Совер?енный человек на порядок превосходит обычных людей во всем: в работоспособности, в сообразительности, в настойчивости, в самых разнообразных знаниях и умениях. Его превосходство проявляется также и в столкновениях с двуногими хищниками. Но это ли?ь следствие его совер?енства, а не цель. Цель, повторю еще раз, заключается в преображении собственной духовной и телесной природы. Стремление к ней открывает врата в принципиально иную жизнь, нежели y «голых обезьян». ?дти по Пути — значит быть не таким, как «все». Например, посещение идиотских вечеринок, дискотек и концертов заменять созерцанием вечной красоты природы; не отравлять себя алкоголем, а наслаждаться вкусом хоро?его чая; ежевечернему сидению y телевизора предпочитать медитацию; вместо бесконечной возни с автомобилем — тренироваться; мясо и сладости из сахара с маргарином навсегда заменить пищей из натуральных продуктов... Необходимо научиться слу?ать музыку, про?ед?ую испытание временем, понимать поэзию и философию, обрести знания в истории и психологии. А самое главное, узнать на собственном опыте, что человек, посмев?ий вырваться из стада, фактически обречен на одиночество, даже если им восхищаются. Пожалуй, это труднее всего: научиться быть одиноким среди людей, но радостным и счастливым в своей ду?е!
Чтобы не скулить от тоски, не переполняться отвращением к самому себе, ненавистью или раздражением к окружающим, есть только один метод, верный для всех эпох: истово заниматься тем делом, которое предназначено каждому его судьбой. Если так получилось, что главным для тебя стало боевое искусство, то посвяти ему себя полностью. Не обязательно превращаться в профессионального тренера. ?нженер ты или офицер, рабочий или врач, фермер или художник, не имеет значения. Надо ли?ь одно — чтобы твое любимое занятие в самом деле было для тебя важнее всего на свете. ? чтобы это отражалось во всех твоих поступках, независимо от «обстоятельств».
Тогда неважно, сколько часов в день уходит на работу и бытовые заботы, сколько — на физические упражнения и психотренинг. Это в стаде «настоящая жизнь» начинается ли?ь после окончания рабочего дня или в выходные дни, которых так страстно ждут и так бездарно проводят. Во-первых, дух и тело можно закалять всегда и везде, не только во время специальных тренировок. Во-вторых, важны не фактические затраты времени, а внутренние приоритеты. На первом месте в сознании должно стоять любимое дело, понимаемое как способ существования в мире. ?менно тогда оно дает чувство смысла жизни, полноты и радости бытия.
Разумеется, в современном обществе практика боевых искусств в определенном смысле является игрой, но что такое игра с позиций философии? Как утверждает Герман Гессе, это та «форма, которая объединяет сферы духа и материи, созерцания и действия. Созерцание — это как бы вдох, действие — как бы выдох. ? человек, не владеющий в совер?енстве тем и другим, не вполне еще человек».
?так, путь, о котором идет речь, представляет собой служение выс?им идеалам. Его протяженность равна всей сознательной жизни. Следовательно, это путь для немногих («для избранных»), особенно в ныне?нюю эпоху с присущей ей верой в чудеса, с ее презрением к духовности, ненавистью к честной трудовой жизни, с чудовищным развратом, обжорством и пьянством. Наконец, с ее всеобщей ленью, бесхребетностью и надеждой на счастливый случай. Но только эти «избранные» и могут идти по Пути боевых искусств. Остальные навсегда останутся на «поле чудес в стране дураков».


Теперь сделаем общий вывод: Путь боевых искусств — это такой образ жизни, главную роль в котором играет повседневная практика конкретного вида единоборства и психической саморегуляции. В процессе многолетней серьезной практики боевого искусства и психической саморегуляции недочеловек («голая обезьяна») постепенно превращается в человека совер?енного, а в отдельных случаях даже в сверхчеловека!

Боевая Ма?ина, А.Е. Тарас.



 
RSS
20 2015 /
22 2013 /
      : narod.premiaruneta.ru.
21 2013 /
- « – fightclubs.ru» « - 2013».
7 2013 /
XXXV .. 6 7 2013 « » - .
1 2012 /
- « – fightclubs.ru» « - 2012».
25 2012 /
  115 1997-98 .. 7 (, , , , , , ).
23 2012 /
Π «» , .
22 2012 /
Ѡ2430 2012. XII 2- .. 1996-1997 ..
9 2012 /
100 1997-98 .. , , , , , .
19 2012 /
Ѡ1418 - «», , .
 
RSS
1 2012 /
(+91 , ) , 26 1 2012 .
21 2012 /
.
25 2012 /
  «» , .
20 2011 /
 22  30  2011 .  .  .
29 2010 /
 
( )
 
 
.
1 ( )
 
- , ,
 
- ,
 
- ,